[На главную]

Физическое воспитание детей дошкольного возраста
(скачать, 40 Кб)

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его
и целенаправленно действовать в нем.
Движения - первые истоки смелости,
выносливости, решительности
маленького ребенка.
В. Шишкина
Гиподинамия - что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной сни-жения двигательной активности современного человека, пока не коснулся ни условного быта самого ребенка, ни его основной деятельности-игры.
Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и
жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организа-ции жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ - движение.
Каково же мнение разных специалистов о значении
двигательной активности.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой
потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и
дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции
организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может
вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Первые пред-ставления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят, через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве, чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенно-стям детей первых 3-х лет жизни.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человече-ских качеств.

А разве может быть труд - основа основ жизни - без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного чело-веческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Итак, выведем формулу:
Движение + движение = основа основ
фундамент настоящего важнейшее условие физического,
и будущего здоровья и средство общего умственного,
детей, их гармоничес- развития ребенка, эстетического
кого, физического формирования его и трудового
развития психики, способностей, воспитания
жизненной активности.
На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными : практически здоровыми признано лишь 14 % детей, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья. /13, 96/ Здоровье - это физиче-ская, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Деятель-ность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет со-держание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечи-вает малышу физическое развитие.
В настоящее время раздел физического воспитания акцентирует на себе внимание многих педагогов Хухлаева Г. А., Логинова В. И. Кинеман, издаётся журнал "Обруч", который в большинстве своё" посвящен проблемам физиче-ского воспитания.
Я, воспитатель детского сада "Светлячок", расположенного в п. Любохна, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы. Начать свою экспериментальную деятельность я решила с раннего возраста.
Цель - выявить эффективные формы и методы работы педагога, по фи-зическому воспитанию детей начиная с раннего возраста.
Мной были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Разработка комплексно-целевой программы, по физическому воспитанию детей начиная с раннего возраста.
3. изучение педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения "Светлячок" п. Любохна по данной проблеме.
4. Разработка методических рекомендаций для работы ДОУ и родителей по данной проблеме.
Объектом исследования является процесс физического воспитания де-тей, начиная с раннего возраста.
Предметом исследования является процесс физического воспитания детей.
Наиболее оптимальными методами и формами являются:
o Закаливание;
o Двигательная активность детей;
o Физические упражнения.
При условии активности детей и самого педагога. Для этого я использовала следующие методы:
o Обобщение педагогического опыта
o Анкетирование родителей
o Диагностика детей.
Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ могут быть представлены следующими положениями:
1.Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
2.Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
" бег по лестнице в совокупности с контрастными воздушными ваннами,
" проведение физкультурных занятий босиком ( полы без ковровых по-крытий).
3.Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (мед-ленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
4.Повышение двигательной активности ребенка:
а) увеличение количества физкультурных занятий до четырех в неде-лю;
б) обеспечение максимальной подвижности ребенка в условиях груп-пы.
5.Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.
б. Достаточный медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
7.0смотр детей на предмет выявления нарушения осанки; введение в утрен-нюю гимнастику и в физкультурное занятие упражнений для укрепления мы-шечного каркаса спины, профилактики сутулости, сколиоза. [17, 7]
Современный человек все больше страдает от гиподинамии - недостатка движений, - и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие - физкультурное. В дошкольных учреждениях много внима-ния уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания - это формирование двига-тельных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает соответствующий подход к здоровым детям разного возраста, а так же своевременное выявление и коррекцию различных отклонений в разви-тии двигательных функций. [9, 22 ]
Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания детей явля-ется игра. В своей работе я использую игровую форму проведения занятий, досугов, гимнастику пробуждения.
Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обста-новке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключу их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Игрушек такого рода в группе и в физическом зале должно быть достаточно. Приношу в группу новые игрушки - учу детей раз-нообразным движениям с ними. Кроме того, придумываю множество движе-ний и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, де-ти показывают им, как правильно подлезать под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что ребята многократно самостоятельно повторяют движение, внося в них что-то новое. Стараюсь значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступны для маленьких детей мяч, обруч, скакалка. Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфиче-ского характера - дети открывают их. Например, обруч "превращается" в ма-шину, в домик, в гнездышко... Затем в детские игры я включаю более слож-ные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и другие.
Разнообразие пособий вызывает у ребенка интерес в движениям, пре-дупреждает у него развитие двигательных стереотипов, активизирует творче-ские способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельно-сти - двигательной, игровой. Движения являются одним из средств общения маленьких детей. Сначала я в группе учу каждого ребенка выполнять движе-ния самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая никому. Одно-временно настойчиво ищу возможности объединения в совместной деятельно-сти двоих, а затем и нескольких детей.
В играх с движениями это сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности. Например: в "машине" (обруче) могут "ехать" двое - водитель и пассажир (меняясь ролями). Или - дорожку из строительных пла-стин для утренней гимнастики строят все, а затем идут по ней друг за другом. Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщает малыша к коллективу, к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна. В самостоятельной деятельности малышей большое место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потреб-ность, в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает со-держание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.
Учитывая, что самостоятельная деятельность меньше всего находится под ру-ководством взрослых, педагогу необходимо держать в поле зрения всех детей. Малоподвижным, а их в детском саду около 25 %, подсказываю интересную игру, помогаю в развитии двигательных умений и навыков. А других, с боль-шой подвижностью, учу целенаправленно, осознанно управлять своими дви-жениями, заниматься более или менее спокойными играми. И тут же бесцель-ная беготня превращается в увлекательный сюжет, особенно если есть какие-либо атрибуты для игры: шапочки с изображением детей, насекомых, самоле-тов и др.; различные вещи для ряженья; нагрудные знаки и т.п. Очень полезны многофункциональные предметы они могут служить в игре чем угодно в зави-симости от ситуации. Это кубики, коробочки, части конструктора, морские камешки и т.п. Такие игрушки стимулируют воображение. Иногда полезно объединить в играх активных и малоподвижных детей. Они видят удачные действия других, стараются подражать. Берут пример со сверстников. Проис-ходит и общение, и взаимное обучение.
Детям раннего возраста вполне доступны сюжеты, соответствующие темам музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогул-ки. Действия в этих играх элементарны и непродолжительны: трое-четверо ребятишек старательно маршируют, а один подает команды. Иногда они бе-рутся за руки и пытаются организовать хоровод и даже игр. В таких играх де-ти особенно радуются общению, возможности действовать самостоятельно.
[Большой опыт педагогов нашего ДОУ, знание программных требо-ваний и методических приемов позволяет мне каждый режимный момент и занятия направить на повышение двигательной активности детей.
...Вот утром мамы и папы привели своих малышей в детский сад. Ре-бятишки еще малоподвижны, предпочитают играть в одиночестве или рядом с воспитателем. Как их расшевелить? А пусть те, кто пришел раньше других, построят из кирпичиков, брусков дорожку. По ней будут ходить дети.
Строят малыши самостоятельно, но можно подсказать им, что лучше и интереснее возить строительный материал на машинках, а не носить на ру-ках.
Следующий решительный момент - утренняя гимнастика. Дети ходят в колонне, в колонне по одному по ограниченной поверхности, сохраняя ус-тойчивое равновесие, потом ползают на четвереньках. Строевое упражнение - построение в круг. Затем следуют общеразвивающие упражнения и прыжки (в игре). Часть времени посвящается обучению, ориентации в пространстве. За такой короткий промежуток времени решается сразу столько двигательных задач.
Во время умывания я напоминаю, что утренней росой умываются все листочки и цветы, овощи на грядках, и ребятам надо хорошо помыть лицо и руки.
Занятия по сенсорике так же построено с учетом необходимости ак-тивного движения, потому что малыши уже на 4-й - 5-й минуте "сидячего" за-нятия начинают отвлекаться и не воспринимать материал в полном объеме. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация самостоятельной двигательной активности. Разнообра-зить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают спе-циальное оборудование и вынесенный на улицу материал.
Развитию движений способствуют и частая смена обстановки, это за-ставляет детей все время по-разному приспосабливаться к новому, применять различные способы движений, находить оптимальные варианты в каждом конкретном случае. Для малыша выполнение даже хорошо знакомого движе-ния, но с использованием другого физкультурного пособия, представляет оп-ределенную трудность. Поэтому, чем чаще меняются обстановка в групповой комнате, игрушки и физкультурное оборудование, тем больший опыт (двига-тельный) приобретают дети. Малышам нужно больше разнообразия и новизны и в физкультурном зале. Тогда они хорошо ориентируются, раскованны в движениях, смело пробуют выполнять новое движение или участвовать в не-знакомой игре. Усложнение деятельности и обогащение опыта влияют на со-вершенствование всех психических процессов: внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы, преднамеренного за-поминания активизируется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Цель моей работы:
o выявить уровень физического воспитания детей.
o Выявить, какое место отводят родители в физическом развитии и воспитании детей.
Предоставляю вашему вниманию опытноэкспериментальные иссле-дования во второй младшей группе.
Для эксперимента я взяла 2 младшую группу "Колобок". В группе 19 ребятишек в возрасте 3-4 лет и провела диагностику.
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовлен-ности позволяет выявить уровень движений и физических качеств ребёнка и соответствие их возрастными нормам. На основании результатов тестирова-ния я изучила особенности моторного развития детей, разработала необходи-мые средства и методы их физического воспитания.
При определении уровня физической подготовленности детей я ориентирова-лась на следующие факторы:
o Степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных иг-рах и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
o Умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условиях;
o Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты ре-акции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенно-стей;
o Общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребыва-ния в дошкольном учреждении.
Основной метод диагностики - игровой.
Я, провела обследование основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, ла-занье, бросание, ловля, развивающих упражнений, подвижных игр, построе-ния. Использовала для диагностики, специально разработанные мной занятия. (См. приложение)
Получив результаты диагностики, я поставила перед собой следующие зада-чи:
1. обеспечить полноценную и своевременную физическую подготовку детей, путём внедрения в свою работу по физическому воспитанию детей элементов программы Глазыриной Л. Д.
2. Проведение мероприятий для педагогического коллектива и родителей по физическому воспитанию детей, с целью ознакомления с рациональной орга-низацией двигательной активности детей и эффективным закаливанием детей.
Показатели развития у детей основных видов движений, позволяют понять, что:
o работу по физическому воспитанию необходимо пересмотреть, внести коррективы.
o Работу воспитателя объединить с работой инструктора по физическому воспитанию.
o К этому проекту необходимо подключить родителей.
o Непосредственно воспитателю заняться физической подготовкой, тем самым, показывая пример своим воспитанникам.
o Принимать участие в конкурсах.
Для того чтобы обеспечить детям полноценную и своевременную двига-тельную активность, я совместно с инструктором по физическому воспитанию решили включить в программу по физическому воспитанию детей элементы программы Л.Д. Глазыриной " Очарование".
Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры, корриги-рующую гимнастику после сна, закаливающие процедуры, я провожу - следуя поставленным задачам.
Прежде всего, я хотела заинтересовать детей физкультурными занятиями, проделала огромную работу по пересмотру и обновлению спортивного ин-терьера и оборудования в группе.

Широко использую физкультурно-оздоровительный комплекс "Альма".


Это оборудование, мягкое, яркое, безопасное, удобное в применении, очень нравится детям. Использование его в значительной степени помогает мне в реализации поставленных задач. Но я этим не ограничиваюсь. Для занятий на свежем воздухе в помощь себе я избрала и природное окружение: траву, кус-ты, горки, тропинки, деревья, бревна, песок, воду, канавки, пеньки. (См. При-ложение)
Природа стала нам помощником не только в развитии у детей основ-ных видов движений укрепления здоровья, но и в их эмоционально-радостном настроении на физкультурных занятиях. Дошкольники с удовольствием ходят и бегают по траве, листьям (осенью), поднимая ноги, переступают с камня на камень; бросают камешки правой и левой рукой, стараясь попасть в цель и так далее.
Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать де-тей. С этой целью для группы родители приобрели магнитофон и записи с детскими песнями, а также ритмической музыкой. Весёлая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое на-строение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хоро-шего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса на-певают мелодии звучащих песен. Это нисколько им не мешает. Яркими жес-тами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными уп-ражнениями.
Они уверены в успехе, у них всё получается. Сколько ярчайших эмоций и пе-реживаний создают музыка и движения.
Видя сколько радости, доставляет детям ритмическая гимнастика, я решила, что будет верным заниматься ей дополнительно в виде кружка. (см. приложе-ние)
В формировании у детей интереса к физкультурным занятиям, мне помогает выбор игровых моментов. Хочется привести пример игр в "сухом бассейне": "Ныряем", "Перекаты, с помощью которых я в игровой форме учу детей ус-тойчиво держаться на ногах, ходить, развивают у детей координацию ножных мышц, тактильных ощущений, тактильную ориентировку. Во время "плава-нья" в таком бассейне ребенок получает общий массаж всего тела, развивается костно-мышечный аппарат, цветовосприятие и ловкость рук. В этих играх за-крепляю умение действовать по сигналу, развиваю внимание, ловкость.
( См. приложение).
В игровой форме продолжаю учить детей ползать на четвереньках по наклон-ной поверхности вверх, упражняю в ходьбе и беге в колонне по одному, раз-виваю ловкость, равновесие, знакомлю с правилами, которые надо соблюдать в подвижных играх.
Итак, для того, чтобы заинтересовать детей, я использую стандартное и не-стандартное оборудование, природное окружение, музыкальное сопровожде-ние, игровые приемы.
Для обеспечения полноценного и своевременного физического развития и ук-репления здоровья детей, я провожу
Два занятия в неделю по физической культуре в зале и одно на улице, еже-дневно - утреннюю гимнастику и корригирующую - после дневного сна. По возможности, я провожу занятия на свежем воздухе. В свободные от физ-культурных занятий дни, я стараюсь создавать детям оптимальный двига-тельный режим:
o Самостоятельная двигательная деятельность на мини-стадионе------ежедневно 30-40 мин
o Утренняя гимнастика------ежедневно 25 мин
o Физкультминутки во время занятий------ежедневно 5- мин


o Прогулка-------1.5-2ч
o Посильный физический труд------1 раз в неделю.
Проводя физкультурные занятия, я учитываю направленность возраста детей. Но, для меня главное - доставить им как можно больше удовольствия. Нали-чие неожиданного, необычного приятного сюрпризного момента, например: день рождения одного из детей. Дети посвящают имениннику упражнение, комплекс упражнений. Это и приход в группу нового ребенка, появление ска-зочных героев, любимых игрушек. Важно научить детей использовать и ори-ентироваться во всем пространстве зала, группы или площадки, правильно ра-ботать с оборудованием, а так же пытаюсь обучить элементарным приемам страховки.
При обучении детей движениям я предусматриваю разнообразие в рам-ках каждого из пяти движений. Здесь большую помощь мне оказывает физ-культурно-оздоровительный комплекс, с помощью которого дети выполняют знакомые движения на различных модулях. Например, для ходьбы я исполь-зую дорожку из клеенки, мягкий гимнастический мат, плоскостные круги, квадраты, треугольники, которые расставляю сплошной полосой или с про-межутками, гимнастическое бревно, лежащее на полу или чуть приподнятое. С указанными пособиями дети могут не только ходить, но и бегать, прыгать, ползать, катать мяч, ползать и бегать между ними. Мячи из сухого бассейна можно использовать для метания в цель правой и левой рукой, перебрасы-вание через бортики самого бассейна, подбрасывание шаров и ловля их, пере-брасывание друг другу.
Я подбираю разные комплексы пособий для разных движений: дорожка из 2-х шнуров, дуга (ползание и подлезание), гимнастические маты (ходьба), ряд обручей (прыжки) и др..
Учу детей выбирать самостоятельно нужное из всего разнообразия движений и предметов.
Утреннюю гимнастику я провожу перед завтраком в увлекательной форме (см. приложение), иногда под музыку (детские песни).
Для того, чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнасти-ки, я тщательно к ней готовлюсь: составляю конспекты на целый год, в ко-торых определяю дозировку, темп выполнения упражнений, порядок про-ведения гимнастики.
Итак, утренняя гимнастика позволяет мне полноценно решать оздо-ровительную задачу. Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение корригирую-щей гимнастики после дневного сна. Я заметили, что ее ежедневное вы-полнение положительно влияет на наших детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус.
Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правиль-ную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игро-вая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д..
Для решения оздоровительных задач ежедневно провожу закали-вающие мероприятия умывание, обтирание, мытьё рук до локтей перед едой, ног перед сном, ходьба по дорожкам "здоровья".
Использую также как метод контрастно-воздушное закаливание. Пе-ред сном дети раздеваются в групповой комнате, где t выше, чем в спальне на 2-3 градуса и лишь в маячках и трусиках идут спать. Спят дети в теплое время года при открытых фрамугах, в холодное в хорошо проветренной комнате. После сна, сделав, корригирующую гимнастику дети переходят в теплое помещение.
Особое внимание я уделяю подбору дыхательных упражнений, по-скольку они имеют большое значение для осуществления контрастных воз-действий на дыхательные пути. Учу детей в процессе умывания сморкать-ся не через обе ноздри, а поочередно. Дыхательную гимнастику провожу в конце занятий по физкультуре, во время прогулок, перед сном.
Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии, разрабатываю собственные презентации и поль-зуюсь готовыми.
К педагогическому совету на тему:

o "Рациональная организация двигательной активности детей".
Подготовила и провела открытый семейный досуг Колобок"".(см. приложение).
На семинаре:
o "Укрепляйте здоровье детей".
Представила разработку картотеки подвижных игр и перспективный план игр.(см. приложение).
Большое внимание приходится уделять вопросам одежды: соответ-ствию сезону, удобству ее для одевания и раздевания.

Проводя работу с родителями по различным вопросам физического воспитания в семье, я попутно разъясняю им важное значение подвижных игр и занятий для здоровья и развития ребенка, советую, какие игрушки, развивающие движения лучше подарить детям, в каком возрасте можно ку-пить ребенку лыжи или коньки, как ими пользоваться. Обращаю внимание родителей на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во вре-мя прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание, догова-риваюсь о соответствующей одежде и обуви для занятий физическими уп-ражнениями в детском саду.
Я провела анкетирование (см. приложение) и узнала, чем интересу-ется ребенок дома, какие он имеет возможности для развития движений в домашней обстановке, как отражается работа детского сада в играх и заня-тиях детей.
Я организовала посещение родителями детского сада , во время ко-торых они увидели занятия физическими упражнениями и движениями под музыку, а так же присутствовали на празднике, где дети в красочно оформ-ленных играх и упражнениях показали им свои достижения. Это еще боль-ше привлекало внимание родителей к этой области физического воспитания и укрепило связь в работе детского сада и семьи.
Я считаю, что наиболее эффективная форма установления контактов с родителями - это посещение семьи, так как педагог может сам увидеть ус-ловия, в которых живет ребенок, почувствовать их взаимоотношения.
Мне удалось выяснить, что спортивного инвентаря и игрушек у де-тей достаточно, но покупаются они без учета возраста и интересов детей, что родители мало играют и занимаются с детьми и не руководят деятель-ностью детей. Выяснив, недостатки в руководстве физическим воспитанием в домашних условиях я определила основные задачи: помочь в создании условий для двигательной активности детей дома и повысить знания роди-телей по физическому воспитанию.
Я начала с создания необходимых условий для организации физиче-ского воспитания в каждой семье. Разработала несколько вариантов спор-тивных уголков в домашних условиях в виде чертежей. Составила пример-ный перечень игр и инвентаря для дома, уделила особое внимание исполь-зованного нестандартного оборудования. Объявила конкурс среди родите-лей "Сделай своими руками". После чего значительно обогатился ассорти-мент игрового оборудования в семье.
Большой популярностью среди родителей стал пользоваться универ-ситет педагогических знаний, где родители получают не только знания, но и приобретают практические умения; обмен опытом между родителями в из-готовлении и применении нестандартного оборудования в домашних усло-виях. Наглядный пример убедил большинство взрослых в необходимости использования в детском саду и дома. Родители помогли мне приобрести поролон, изготовили своими руками дорожку-лабиринт, маты-мишени, не-сколько сюжетных дорожек. С их помощью был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется. В нем появились мягкие игрушки для проведения подвижных игр, черепаха для лазания, большие мячи, ма-ты-мишени, дорожка-змейка, дорожка-лесенка, дорожка-брусок (из пороло-на), дорожка - следы, ребристая доска (из клеенки).
В конце года на родительской конференции были подведены итоги совместной работы по повышению двигательной активности детей, пред-ставлена выставка нестандартного оборудования. Родителям было предло-жено выполнить по 2-3 вида, проявив изобретательность.

Большой популярностью пользуется "Уголок для родителей". Туда я помещаю материал, касающийся спортивных дел группы, достижений детей, рекомендуемый материал по обогащению знаний родителей по физи-ческому воспитанию их детей.
Проведя огромную работу по физическому воспитанию детей в ДОУ, я пришла к выводу, что решить вопросы физического воспитания де-тей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родите-лей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач. Для её решения
необходимо:
-совершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на основе "Программы Л.Д. Глазыриной "Очарованье";
-внедрять новые формы и методы работы с семьей;
-устанавливать единые требования к процессу физического воспита-ния ребенка в семье и в детском саду;
-усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий, которые де-ти должны выполнять дома вместе с родителями;
-использовать личный пример взрослых членов семьи в физиче-ском воспитании дошкольников;
-изучать положительный пример семейного воспитания и пропаган-дировать его среди родителей;
-строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родите-лей.
Физическое воспитание ребенка может быть полноценным лишь в том случае, если оно является общим делом детского сада и семьи. Даже при 12-ти часовом пребывании в детском саду ребенок половину суток про-водит дома. Если он по возращении из сада сидит в душной непроветривае-мой комнате, ложится не вовремя спать, если гигиенические навыки не под-держиваются в семье, то задачи физического воспитания останутся невы-полненными, несмотря на самые благоприятные условия воспитания в дет-ском саду.
Итак, была проведена огромная работа по созданию условий, спо-собствующих развитию физических навыков, умений и качеству детей, a также укреплению их здоровья.
Для того чтобы определить уровень физической подготовки детей, мной было проведено обследование основных видов движений по той же методике, которая использовалась ранее. (См. приложение).
Работа с детьми дала положительный результат, это видно из диагностики, но проблема здоровья детей остаётся актуальной, поэтому я продолжаю работать в этом направлении. В 2008г выпустила детей в школу. Сейчас работаю с малышами, предлагаю Вашему вниманию пер-спективный план работы по развитию движений. (См. приложение).
Можно сделать следующие выводы:
o В процессе физического воспитания как неотъемлемой состав-ляющей всестороннего развития личности ребёнка не обходимо создать та-кие условия для его развития, в которых физические и душеные возможно-сти ребёнка распространяются во всей полноте. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании детей можно добиться высокого уровня.
o Используя разнообразные формы работы в организации двига-тельной активности детей можно получить высокие результаты (и мы их получили) по физической подготовленности детей.
Я чётко выполняла основные требования по поставленным зада-чам к занятиям, гимнастики подвижным играм и т .д.....
Приобретение красочного, безопасного, удобного для занятий физи-ческого стандартного и нестандартного оборудования.
Использование музыкального сопровождения, игровых приёмов, природного окружения, позволили мне воспитать у детей интерес к физи-ческой культуре и, следовательно, повысить интерес в достижении лучше-го результата.
Выполняя задачи, поставленные в ходе работы, я получила дополни-тельные знания. ( Изучая литературные новинки, посещая интернет сайты по данным вопросам). Внедрила эти знания детям, родителям. КАК И пла-нировала, улучшила свою физическую форму (записалась на секцию шей-пинга), приняла участие во всех спортивных играх и конкурсах (в составе команды детского сада). Эти мероприятия проводились среди команд ОАО "Сантехлита" и бюджетных организаций посёлка. Команда детского сада заняла все первые места.
В заключении хочется предложить воспитателям и родителям неко-торые рекомендации по развитию физкультурных умений и навыков, по ук-реплению здоровья детей. (См. приложение).

ЛИТЕРАТУРА
1 .Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1978.
2.Анашкина Л.П Методическое руководство развитием движений детей. // Дошкольное воспитание. - 1984, № 10.
3.Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф 0 Петрушки-на. - Брянск, БГПУ, 1999.
4.Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр "Академия", 1997.
5.Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1977.
б. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей. // До-школьное воспитание. - 1980, № 10.
7.Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и про-граммные требования. - М.: Гуманит., 1999.
8.Гигиенические основы воспитания детей /Под ред. Бесостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. - М.: Просвещение, 1987.
9.Егоров Б.Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание. -2002, № 12.
10. .Змановский Ю. Двигательная активность и закаливание -ведущие факторы укрепления здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1981, № 2.
11. П.Зеленин В. Применение на физических занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. -1987, № 7.
12.Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.
1 З.Козлова С.А., Куликова Т.Л. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. Центр
" Академия", 2000.
14.Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - Москва, Радуга, 1982.
15 .Кинеман Д.Х. Хухлаева Д.В. Методика воспитания.
16Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: Прометей, 1992.
17. Макарова В., Рябова Е. Укрепляйте здоровье ребенка.
// Дошкольное воспитание. - 1994, № 10.
18.Никитин Б.П. Когда ребенок растет красивым. // Обруч 2002, № 2.
19.Наш "взрослый детский сад": из опыта работы. / К.П. Кочергина. - М.: Про-свещение, 1991.
20.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М Просвещение, 1973. 21.Педагогика. / Под ред. П.И. Педкасистого. - М., 1995.
22.Педагогика школы. / Под ред. И.Т. Огородникова.- М.: 1980.
23.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред.
С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр "Академия", 1998.
24.Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1981.
Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста /. - М., 2002.
26.Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой
младшей группы детского сада / Сост. Т.А. Доронова. - М., 1993.
27. Рябенко В. Об организации физического воспитания в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. - 1984, №
28.Сипакова А. Совершенствование работы по развитию
движений детей ясельного возраста. - / Дошкольное воспитание.
-1984,№1.
29.Саитова 3. Создание положительного эмоционального тонуса
у детей раннего возраста в игре. / Дошкольное воспитание. - 1984, №1.
ЗО. Усова А., Богина Т. Некоторые вопросы совершенствования
методики проведения физкультурных занятий./ Дошкольное воспитание. - 1989, № 8.
31. .Шарыкова Л. Работаем по программе "Север"./ Дошкольное воспитание. - 1999, № 4.
32.Шилкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
33. .Яковлева Т. Как помочь ребенку найти себя в движении.
/ Дошкольное воспитание. - 1996, № 1.


[На главную]

 

Сайт управляется системой uCoz